Рекомендации для родителей
Для успешного речевого развития малыша
нужно создать условия, которые способствовали бы формированию хороших речевых
навыков. Такие условия могут быть созданы как в дошкольном учреждении, так и в
семье. Развивающая среда обеспечит разные виды активности младшего дошкольника
(речевой, умственной, физической и игровой) и будет успешно формировать его
самостоятельную речевую деятельность
Что
нужно сделать, чтобы создать дома уютную обстановку, насыщенную
разнообразными развивающими игровыми и образовательными материалами? Дома
должны быть созданы условия для самостоятельной деятельности малыша — для игры,
познания, движения, изображения. Предметы в комнате ребёнка должны подходить
возрасту малыша, соответствовать его интересам и потребностям. Дома должно быть
организовано общение ребёнка с взрослыми. Родители должны содействовать
организации контактов малыша со сверстниками. Мама и папа должны предлагать
ребёнку книги, картинки, игрушки, предметы для самостоятельного изучения их с
целью углубления знаний об окружающем их мире. Можно организовать «уголок»
интересных вещей с дидактическими материалами, побуждающими к речевой
активности. Родители должны не только активно общаться с ребёнком, называя все
действия, но и читать и заниматься в направлении развития речи. Таким образом,
хорошо подготовленная развивающая среда будет способствовать формированию
речевых навыков младших дошкольников, обеспечит их самостоятельное естественное
речевое развитие.

Приёмы, методы, способы
Бывает так, что малышу уже и пришло
время заговорить, а этого никак не происходит? Что делать? Рекомендуем
воспользоваться специальными приёмами для развития речи и методами активизации
речи:
«Говорю сам с собой». Когда Вы рядом
с малышом, но заняты своими делами, говорите вслух, что вы делаете. Это будет
такое пассивное общение с малышом. Говорите не спеша, но чётко, короткими
фразами.
«Параллельный разговор». Теперь вы
описываете то, что делает ребёнок, что он видит и слышит, что может
чувствовать, к чему прикасаться. Так вы подсказываете малышу нужные слова.
«Я тебя не понимаю». Этот метод – провокация.
Он заключается в том, что взрослый игнорирует невнятные звуки ребёнка и не
спешит на помощь. При угадывающейся просьбе ребёнка достать ему игрушку,
подайте ему не ту и уточните, какую именно: кубик, машинку, мишку? Так вы
будете побуждать его к речевой активности.
«Расширяем». Всё что скажет
ребенок, повторяйте и расширяйте. К примеру, малыш скажет «каша». Вы: «Вкусная
каша, сладкая. Бери ложку, кушай кашу». Отвечая малышу распространёнными
предложениями, детально описывая действия, повторяя, вы создадите благодатную
почву для овладения связной речью.
«Приговариваем». Народные
песенки, потешки, пословицы и поговорки доставляют малышам большую радость. Так
младшие дошкольники улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова,
постепенно осознавая смысл сказанного. Огромное количество устных народных
произведений создано и для развития двигательной активности детей, что
непосредственно связано с речевым развитием. Образность помогает запомнить
слова и побудить к говорению.
«Его выбор». Позволение ребёнку
самостоятельно делать выбор, напрямую связано с активизацией его речи: «Тебе
налить целый стакан компота или половину?», «Пойдём гулять или побудем дома?»,
«Будешь играть с машинкой или поездом?».
«Занимаемся
творчеством».
Когда ребёнок может изучать большое количество разнообразных материалов, это
очень хорошо для развития разнообразных сфер: тактильных ощущений, творчества,
мелкой моторики рук и, конечно, речи. Не бойтесь давать ему изучать различные
материалы, пробуйте вместе создавать поделки из них, проговаривайте все ваши
действия. Рисование, лепку и аппликацию легко превратить в занятие по развитию
речи, начав вместе с ребёнком сочинять рассказ-описание получившегося
«шедевра».
«Имитация». Чаще играйте с
малышом в игры, где можно представить себя в виде какого-то предмета и
придумать, что может делать этот предмет. Уже в три года ребёнок будет способен
представить себя машиной, птичкой или самолётом и с радостью будет пытаться
вместе с родителями описывать всё, что может происходить.
«Ролевые игры». Научите малыша
выполнять элементарные сюжетно-ролевые действия. Например, играть в телефон,
когда ребёнок понарошку будет звонить сказочным персонажам. Такая игра будет
способствовать стимулированию речи и коммуникативных навыков малыша, формированию
его уверенности в себе, фантазии.
«Музыкальные игры». Активизировать
речь малыш можно, предложив ему участвовать в музыкальных играх, подпевать и
пританцовывать. Младшие дошкольники приходят в восторг от народных игр или
детских песенок, слова которых начинают повторять
Развиваем речь по картинкам
С младшими дошкольниками полезно
заниматься развитием речи по картинкам. Дома необходимо иметь несколько
комплектов развивающих карточек по разным тематикам, а также красочные
иллюстрированные детские книги
Метод
1.
Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц,
покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В
следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и
ответить, кому принадлежат звуки.
Метод
2.
Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша:
Какого цвета? Кто какой? (сравнения и противоположности) Кто чья мама? Детям
трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам
или знакомые сказки
Гуляем и разговариваем
Развивать речь младших дошкольников
можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам
множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать
массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют
выражения эмоций и мыслей с помощью слов. А родителям лишь остаётся всего лишь
пообщаться с ребёнком, расширив его словарный запас, обогатив его познания. Так
ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его
повседневной речи. Не бойтесь, что кроха вас не поймёт. В эти ценные моменты
общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь
Во время прогулки рекомендуем: описывать всё,
что окружает вас поддерживать интерес малыша к тому, что вокруг происходит
использовать разные части речи для называния предметов, их признаков и действий
говорить эмоционально и интонационно богато, спокойным тоном
Развивающие дидактические игры
В возрасте, когда ребёнок постепенно
переходит от лепета к словам (1,5-2 года), можно начать играть с ним в полезные
дидактические игры для развития речи:
«Какой это предмет?». Мама вынимает
из мешочка заготовленную игрушку, описывает её, а потом предлагает описать
малышу.
«Угадай, какая игрушка». Перед малышом
лежат 3-4 игрушки. Мама описывает одну из них, а малыш угадывает её по
описанию. «Опиши куклу». Мама предлагает ребёнку описать куклу подробно.
«Таинственная коробка». Мама
заблаговременно положила в яркую коробку тематические картинки. Малыш вынимает
по одной картинке и описывает, что он видит.
«Скажи, какой предмет?». Малыш вынимает из коробки игрушки и
называет их признаки (прилагательные).
«Чудесные кубики». Ребенок бросает кубик с картинками. Какая картинка
выпадает — малыш говорит, что он видит и даёт характеристику изображённому
предмету.
«Где игрушка?». Мама
раскладывает в комнате игрушки и предлагает ребёнку назвать, где каждая из них
находится. Мама должна подсказать ему, как правильно использовать слова «в»,
«на», «за», «под», «около», «рядом», «между», «справа», «слева».
«Открытка». Мама показывает
ребёнку открытки с изображениями людей и животных, которые выполняют разные
действия. Ребёнок должен назвать, какое действие изображено на открытке
Таких игр множество. Родители, при
желании, могут придумывать их сами, делая занятия с малышом приятным досугом,
полным радости новых открытий.
Помните, что развивать речь детей
следует гармонично, в соответствии с их возрастом. Пусть речевые упражнения
сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью ребенка, развивая его
всесторонне. Говорите с детьми больше, как в процессе игры, так и при
повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная,
богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.
Консультации
Комментариев нет:
Отправить комментарий