Весёлая логоритмика (рекомендации для родителей)


   
Рекомендации для родителей
Для успешного речевого развития малыша нужно создать условия, которые способствовали бы формированию хороших речевых навыков. Такие условия могут быть созданы как в дошкольном учреждении, так и в семье. Развивающая среда обеспечит разные виды активности младшего дошкольника (речевой, умственной, физической и игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность
Что  нужно сделать, чтобы создать дома уютную обстановку, насыщенную разнообразными развивающими игровыми и образовательными материалами? Дома должны быть созданы условия для самостоятельной деятельности малыша — для игры, познания, движения, изображения. Предметы в комнате ребёнка должны подходить возрасту малыша, соответствовать его интересам и потребностям. Дома должно быть организовано общение ребёнка с взрослыми. Родители должны содействовать организации контактов малыша со сверстниками. Мама и папа должны предлагать ребёнку книги, картинки, игрушки, предметы для самостоятельного изучения их с целью углубления знаний об окружающем их мире. Можно организовать «уголок» интересных вещей с дидактическими материалами, побуждающими к речевой активности. Родители должны не только активно общаться с ребёнком, называя все действия, но и читать и заниматься в направлении развития речи. Таким образом, хорошо подготовленная развивающая среда будет способствовать формированию речевых навыков младших дошкольников, обеспечит их самостоятельное естественное речевое развитие.

Приёмы, методы, способы
Бывает так, что малышу уже и пришло время заговорить, а этого никак не происходит? Что делать? Рекомендуем воспользоваться специальными приёмами для развития речи и методами активизации речи:
«Говорю сам с собой». Когда Вы рядом с малышом, но заняты своими делами, говорите вслух, что вы делаете. Это будет такое пассивное общение с малышом. Говорите не спеша, но чётко, короткими фразами.
«Параллельный разговор». Теперь вы описываете то, что делает ребёнок, что он видит и слышит, что может чувствовать, к чему прикасаться. Так вы подсказываете малышу нужные слова.
«Я тебя не понимаю». Этот метод – провокация. Он заключается в том, что взрослый игнорирует невнятные звуки ребёнка и не спешит на помощь. При угадывающейся просьбе ребёнка достать ему игрушку, подайте ему не ту и уточните, какую именно: кубик, машинку, мишку? Так вы будете побуждать его к речевой активности.
«Расширяем». Всё что скажет ребенок, повторяйте и расширяйте. К примеру, малыш скажет «каша». Вы: «Вкусная каша, сладкая. Бери ложку, кушай кашу». Отвечая малышу распространёнными предложениями, детально описывая действия, повторяя, вы создадите благодатную почву для овладения связной речью.
«Приговариваем». Народные песенки, потешки, пословицы и поговорки доставляют малышам большую радость. Так младшие дошкольники улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно осознавая смысл сказанного. Огромное количество устных народных произведений создано и для развития двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым развитием. Образность помогает запомнить слова и побудить к говорению.
«Его выбор». Позволение ребёнку самостоятельно делать выбор, напрямую связано с активизацией его речи: «Тебе налить целый стакан компота или половину?», «Пойдём гулять или побудем дома?», «Будешь играть с машинкой или поездом?».
 «Занимаемся творчеством». Когда ребёнок может изучать большое количество разнообразных материалов, это очень хорошо для развития разнообразных сфер: тактильных ощущений, творчества, мелкой моторики рук и, конечно, речи. Не бойтесь давать ему изучать различные материалы, пробуйте вместе создавать поделки из них, проговаривайте все ваши действия. Рисование, лепку и аппликацию легко превратить в занятие по развитию речи, начав вместе с ребёнком сочинять рассказ-описание получившегося «шедевра».
«Имитация». Чаще играйте с малышом в игры, где можно представить себя в виде какого-то предмета и придумать, что может делать этот предмет. Уже в три года ребёнок будет способен представить себя машиной, птичкой или самолётом и с радостью будет пытаться вместе с родителями описывать всё, что может происходить.
«Ролевые игры». Научите малыша выполнять элементарные сюжетно-ролевые действия. Например, играть в телефон, когда ребёнок понарошку будет звонить сказочным персонажам. Такая игра будет способствовать стимулированию речи и коммуникативных навыков малыша, формированию его уверенности в себе, фантазии.
«Музыкальные игры». Активизировать речь малыш можно, предложив ему участвовать в музыкальных играх, подпевать и пританцовывать. Младшие дошкольники приходят в восторг от народных игр или детских песенок, слова которых начинают повторять
Развиваем речь по картинкам
С младшими дошкольниками полезно заниматься развитием речи по картинкам. Дома необходимо иметь несколько комплектов развивающих карточек по разным тематикам, а также красочные иллюстрированные детские книги
Метод 1. Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки.
Метод 2. Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша: Какого цвета? Кто какой? (сравнения и противоположности) Кто чья мама? Детям трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам или знакомые сказки
Гуляем и разговариваем
Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. А родителям лишь остаётся всего лишь пообщаться с ребёнком, расширив его словарный запас, обогатив его познания. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что кроха вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь
Во время прогулки рекомендуем: описывать всё, что окружает вас поддерживать интерес малыша к тому, что вокруг происходит использовать разные части речи для называния предметов, их признаков и действий говорить эмоционально и интонационно богато, спокойным тоном
Развивающие дидактические игры
В возрасте, когда ребёнок постепенно переходит от лепета к словам (1,5-2 года), можно начать играть с ним в полезные дидактические игры для развития речи:
«Какой это предмет?». Мама вынимает из мешочка заготовленную игрушку, описывает её, а потом предлагает описать малышу.
«Угадай, какая игрушка». Перед малышом лежат 3-4 игрушки. Мама описывает одну из них, а малыш угадывает её по описанию. «Опиши куклу». Мама предлагает ребёнку описать куклу подробно.
«Таинственная коробка». Мама заблаговременно положила в яркую коробку тематические картинки. Малыш вынимает по одной картинке и описывает, что он видит.
«Скажи, какой предмет?». Малыш вынимает из коробки игрушки и называет их признаки (прилагательные).
 «Чудесные кубики». Ребенок   бросает кубик с картинками. Какая картинка выпадает — малыш говорит, что он видит и даёт характеристику изображённому предмету.
«Где игрушка?». Мама раскладывает в комнате игрушки и предлагает ребёнку назвать, где каждая из них находится. Мама должна подсказать ему, как правильно использовать слова «в», «на», «за», «под», «около», «рядом», «между», «справа», «слева».
«Открытка». Мама показывает ребёнку открытки с изображениями людей и животных, которые выполняют разные действия. Ребёнок должен назвать, какое действие изображено на открытке
Таких игр множество. Родители, при желании, могут придумывать их сами, делая занятия с малышом приятным досугом, полным радости новых открытий.
 Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью ребенка, развивая его всесторонне. Говорите с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.
Консультации


Комментариев нет:

Отправить комментарий