IQ-ник (описание программы)

Описание дополнительной образовательной программы "IQ - ник"
Каждый ребёнок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстро происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверены в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Современный этап развития социума характеризуется огромным потоком информации различного уровня, а ребёнок открыт изменяющемуся миру, он вольно или невольно впитывает не всегда полезную информацию. А ведь именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития интеллектуально-познавательной активности детей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. 
Так что же такое интеллектуальное развитие ребёнка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определённых знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать её в случае необходимости.
В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от  окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот, существенно ускоряют.
Интеллектуальное развитие ребёнка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого года – начале второго года жизни, пока малыш не овладел активной речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребёнку, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребёнка на пути последующего познавания мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно – образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом ещё не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию.
Таким образом, интеллектуальное  развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера вокруг него. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать всё, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Интеллект ребёнка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, в труде, различных видах продуктивной деятельности.
Актуальность программы дополнительного образования «IQ - НИК» заключается в комплексном подходе к интенсивному развитию интеллектуальных и творческих способностей детей (самых обычных и одарённых детей).
Программа «IQ - НИК» позволяет развивать у дошкольников:
* навыки классификации знаний (навыки классификации знаний позволяют значительно сократить время усвоения информации); 
*  память - образную, механическую и ассоциативную;
*  пространственные представления, мышление, восприятие. 
Кроме того, обучение по программе включает: 
*  развитие речи и речевого общения (диалогическая и монологическая речь);
 развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
*  развитие логического мышления (классификация, соотношение);
* формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховки);
* формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
* знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и вещей, созданных человеком; воспитание уважения к себе и окружающим;
* обучение этически ценным способам общения.
Также непременно учитываются    индивидуально-психологические    особенности    каждого обучаемого, что даёт возможность оптимизировать процесс развития способностей.
  Программа дополнительного образования «IQ - НИК»  предусматривает использование дидактической игры, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, эффективно повышающей интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективна игра при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому систематически усложняя материал с учётом требований программы, педагог через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы дошкольника. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий